Закат легендарной истории
Или вновь о Самарской студии кинохроники
В 2007 году Самарская студия кинохроники отметила свое 80-летие, и, по всей видимости, как это ни печально, это был ее последний юбилей. Увы, ситуация сейчас такова, что по сути студия уже практически прекратила свое существование. Хотя надо отдать должное руководству и рядовым сотрудникам студии – они пытаются работать, пытаются как-то удержать студию на плаву в этой сложной ситуации. Однако общеизвестно, что без стабильного финансирования любая производственная организация умрет.
Напомним суть событий. В том же юбилейном, 2007 году студия стала собственностью частного лица – ее на торгах купил самарец Петр Берлянд. Согласно указу "О реорганизации киностудий", подписанному президентом Владимиром Путиным в 2001 году, все киностудии должны были преобразоваться из государственных организаций в открытые акционерные общества, то есть государство сняло с себя заботу об их содержании. В ОАО были преобразованы даже такие известнейшие киностудии как "Мосфильм", "Ленфильм", киностудия имени Горького. После такой реорганизации киностудии выставлялись на торги.
По такой же схеме развивались и события на Самарской студии кинохроники. Приобрести выставленную на торги студию было много желающих. Однако когда стала известна ее высокая стоимость (государство оценило студию в 53 миллиона рублей), из всех претендентов остались только двое - Петр Берлянд и одна из самарских бизнес-леди. В результате победу на торгах одержал г-н Берлянд. Ожидания у сотрудников студии тогда были самые разные – от опасений до оптимизма.
"Теперь студия принадлежит частному лицу, поэтому при желании она может быть им продана еще кому-нибудь, причем как целиком, так и по частям, - переживал тогда главный редактор Самарской студии кинохроники Борис Кожин.
- На территории студии может быть открыто другое учреждение, даже магазин или игорный дом." Однако некоторые все же надеялись, что Петр Берлянд станет тем меценатом, который поможет студии возродиться.
В результате, как показала жизнь, опасения Бориса Кожина были ненапрасными. После продажи на торгах студия еще год базировалась на своем прежнем месте, однако в конце прошлого года владелец попросил освободить это здание. Сейчас студия кинохроники переехала в другое помещение, ее коллектив пытается как-то работать, но уже всем в принципе понятно, что некогда легендарная студия кинохроники умирает.
Я решила обсудить с профессионалами, теми, кто по роду своей работы постоянно имеет дело с кинодокументалистикой, ситуацию в этой сфере. Возможно «закат» Самарской студии кинохроники – это явление закономерное, поскольку сейчас работает немало телекомпаний, которые могут выполнять ту же работу? То есть студия, рожденная на заре советской власти, уходит вместе со своей эпохой, и ее место займут более прогрессивные коллеги?
«Наличие студии кинохроники в любом регионе, и в том числе в Самарской области – обязательно, - высказал свое мнение президент ТРК «РИО» Виталий Добрусин. - Дело в том, что другой такой структуры, которая бы вела кинолетопись жизни нашей области, просто не существует. Телекомпании, к сожалению, не являются структурами, которые, во-первых, планомерно создают такую кинолетопись, а во-вторых, архивируют ее. То, что снималось, например, на ГТРК «Самара» в течение 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годов, практически не сохранилось. И точно такая же ситуация у нас: мы сохраняем, но с учетом того, что нет специальных условий хранения, когда обращаемся к своему архиву, выясняем, что все это достаточно разрозненно. Поэтому систематически выполнять такую работу может только студия кинохроники. И выполнять эту работу она может только на средства регионального и федерального бюджета.
То, что сейчас студия кинохроники фактически бездействует в том смысле, что она не снимает фильмы из-за отсутствия финансирования – это очень печально. Мы становимся перед угрозой вообще потери студии кинохроники. Сегодня уже весь фонд кинохроники из Самары вывезен в «Госфильмофонд». Поэтому когда нам при производстве каких-то документальных фильмов или передач нужна кинохроника Куйбышевской области, мы дорого покупаем это в Москве. Это называется «себе дороже»: сегодня мы покупаем в «Госфильмофонде» то, что произвела Самарская студия кинохроники, от 2 до 5 тысяч рублей за минуту! Но мы покупаем, потому что делаем фильмы. Например, документальный сериал «Самарские судьбы» невозможен без кадров кинохроники.
Словом, ситуация достаточно печальная. И в последние годы мы наблюдаем как эта ситуация все больше ухудшается. Честно говоря, особенно с учетом кризиса, я боюсь, что существование Самарской студии кинохроники уже в ближайшие месяцы окажется под вопросом. Тем более, что здание кинохроники уже продано. Посмотреть бы, кто подписал документ о выставление на торги этого здания! Эта продажа, конечно, ускорила гибель студии. Конечно, надеяться на ее возрождение, мы все должны, но сегодня, когда все развивается по рыночным законам, думаю, это очень слабая надежда.
Уходят из жизни те люди, которые создавали самарскую кинохронику, которые были ее цветом, и на этом все заканчивается. Имидж организации формируется через имидж ее сотрудников. А с уходом этих лиц – известных режиссеров, сценаристов, операторов студии, заканчивается и судьба самой самарской кинохроники. И я еще раз подчеркну: плановую кинолетопись может осуществлять только специальная профессиональная творческая структура, а телевидение не выполняет эту функцию, и с ликвидацией, со смертью Самарской студии кинохроники эта социальная функция не просто будет уничтожена - она никем и никогда не будет восполнена. Мы просто тогда не сохраним историю региона для будущих поколений. И когда наши потомки начнут спрашивать о том, что было, и захотят это увидеть, как это было, просто ничего не будет. Но, к сожалению, сегодня всем на это наплевать».
«Документальное кино Самары очень богато, - сказал исполнительный продюсер Государственной телерадиокомпании «Самара» Алексей Крылов. - Конечно, все это благодаря работе Куйбышевской студии кинохроники и ГТРК. В стенах ГТРК существовала полноценная редакция, которая называлась «Куйбышевтелефильм», и она, так же как и студия кинохроники, снимала полноценные документальные фильмы про Самару. Мы снимали закладку первого колышка АвтоВАЗа, пребывание Гагарина в Самаре после знаменитого полета в космос, а также много других исторически важных моментов. И вместе со студией кинохроники мы несли флаг документалистики в Самаре. Жаль, что тяжелые 90-е годы удалось пройти не всем. Интерес к документалистике сейчас огромный – как в Самаре, так и в целом по стране. Достаточно посмотреть программы на центральных, федеральных каналах. И тот факт, что под документалистику выдаются гранты, тоже о многом говорит.
Что касается Самарской студии кинохроники, то, забрав у нее весь архив в «Госфильмофонд», тем самым студию просто «обесточили». Потому что архив – это «золотой фонд» любой киностудии и телекомпании. Зрителю гораздо интереснее смотреть кадры, которые были сняты в то время, о котором идет речь, чем смотреть реконструкцию событий. Лично я не считаю, что Самарская студия кинохроники сейчас уже не нужна, изжила себя. Мое мнение – она необходима. Однозначно. А говорить о конкуренции в сфере производства документалистики вообще смешно. Документалистика – это как наука, и чем больше людей, которые ею занимаются, тем лучше. От этого выигрывают и зритель, и качество документальных фильмов и программ.
Но, к сожалению, одного желания снимать документалистику сейчас мало. Нужно еще мочь и уметь это делать. И если в стенах Самарской студии кинохроники еще сохранились какие-то потенциальные возможности для создания документальных фильмов, то это нужно только приветствовать и поддерживать. Я знаю, что сотрудники студии пытаются что-то делать – молодцы! А те люди, которые желают плохого Самарской студии кинохроники, - это просто личности, которые придерживаются своих узкопрофессиональных, местечковых интересов, потому что хотят выиграть за счет отсутствия конкуренции гранты».
К сожалению, от министерства культуры Самарской области я никаких комментариев по поводу Самарской студии кинохроники не получила. Тогда обратилась в комитет по культуре, спорту и молодежной политике Самарской губернской думы.
«То, что студию отдали в частные руки – это трагическое явление, - ответила Наталья Боброва, председатель комитета. - Когда смотришь документальные Фильмы 50-х, 60-х, 70-х годов, понимаешь, что эти кадры бесценны. И я всегда говорила, что проконтролировать частного собственника, особенно в условиях российского беспредела, весьма трудно. Они обещают при приватизации одно, а потом делают уже другое, и что называется, «поезд уже ушел». Примеров тому немало. Странно, но на то, что действительно актуально для общества, нередко денег в бюджете нет. Зато на церкви денег хватает! Хотя по закону о религии из бюджета не имеют права выделять средства на строительство новых церквей, но выделяют. А на студию кинохроники, хотя ей требуется гораздо меньше, у нас нет финансов.
Что касается национализации каких-то объектов, то это всегда проходит болезненно, и делать это нужно не в период экономического кризиса. Чем же все-таки можно сейчас помочь студии кинохроники? Можно направить запрос тем ведомствам, кто делал приватизацию, и спросить – все ли выполнены условия? Может быть, при приватизации рассматривались условия, что будет какое-то финансирование студии из бюджета, с ней будут заключаться контракты на производство документальных фильмов. То есть финансирование на договорной основе. Почему бы нет? Но в целом содержать приватизированную студию за счет бюджета – мне кажется это вряд ли возможно и целесообразно. В ближайшее время на заседании нашего комитета не предполагается рассматривать вопрос о бюджетном финансировании студии кинохроники. Во-первых, вопросы собственности вне компетенции нашего комитета. И в любом случае в этом году из бюджета вряд ли возможно выделить какие-то деньги, поскольку все уже распределено, и более того, сейчас идет секвестирование программы, «режем», что называется, «по-живому».
Марина Бреднева
|