XVII век вошел в историю моды во многом благодаря парикмахерам
Известно, что знаменитые парикмахеры XVII века приравнивались к художникам. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций. Вот один из примеров нелегкого создания эффектной прически: несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу а-ля фрегат "Бель Пуль" высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.
Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата "Адмирал" тоже был запечатлен в парихмахерской истории: это событие привело к появлению прически "Адмиральская" с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по парижскому небу комета породила прическу "Комета" с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа.
Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Благодаря этому цветы, конечно, сохранялись достаточно долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало очень осторожно.
Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, капусту, морковь, редис и другие «огородные украшения». Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.
Конечно, в прическу вставлялось и множество драгоценностей.
Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру и шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен. Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар "пудер-мантель", чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, когда парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли "мерлан", что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины обычно причесывались не ежедневно, даже аристократки.
Памятуя о том, что "красота требует жертв", чего только не выдерживали женщины той эпохи ради эффектной прически. Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу - шедевр парикмахерского искусства.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов, было учтено Боляром: он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, - снова высокой. Эта "куафюра" - сложная парадная дамская прическа - составляла одно целое с головным убором, если таковой имелся.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро - куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
И в заключение рассказа о прическах XVII века - несколько иллюстраций с изображением королевы Марии-Антуанетты, с чьей легкой руки в моду вошли столь объемные и замысловатые куафюры.