Писатели для писателей
Или почему мы не знаем самарских авторов?
В Самарском Доме журналистов прошел круглый стол на тему «Неизвестная литература». Эта встреча была задумана в первую очередь для того, что привлечь внимание общественности и СМИ к творчеству писателей нашей губернии.
Рассказать о новых талантливых авторах из числа наших земляков и обсудить актуальные для писателей проблемы пришли председатель правления Самарской областной писательской организации Александр Громов, лауреат Губернской премии в области литературы и искусства Диана Кац, лауреат премии Виктора Розова Александр Игнашов, руководитель Самарской областной организации молодых литераторов Денис Домарев и другие писатели.
К сожалению, на встрече не было известного самарского автора – Эдуарда Кондратова. Ну кто не помнит его произведение «По багровой тропе в Эльдорадо», прочитанное еще в школьные годы? Из остальных писателей нашей губернии широкая общественность знает, пожалуй, только Александра Игнашова, и то в основном потому, что он является телеведущим на канале РИО-ДТВ. Как отметили сами писатели, на презентации их новых книг в основном приходят коллеги и члены общества книголюбов. Присутствовавшая на встрече Марина Невзорова, руководитель центра поддержки развития чтения, отметила, что библиотеки – это практически единственный канал, по которому малоизвестные, а тем более молодые писатели могут дойти до широкого круга читателей. Она пригласила местных авторов проводить презентации своих книг в стенах библиотек.
Александр Малиновский, член правления Самарской областной писательской организации, посетовал на то, что книги для детей у нас в губернии не берется печатать практически ни одно издательство. «Разве может существовать цивилизованное общество без сказок, без хороших детских книжек? – начал дискуссию Александр Станиславович. – Нет! Тем не менее в Самаре я не смог опубликовать свои произведения. Тогда я поехал в Москву, предложил столичным издательствам свой труд, и они охотно напечатали».
Диана Кац отметила: «Такая ситуация неудивительна, ведь Москва замечает и привечает талант. Но интерес к книге, к хорошей литературе у общественности воспитывать необходимо. И в этом можно перенимать опыт других стран. Например, в Японии перед уроком школьники 20 минут читают книги. Казалось бы зачем это в самой технически развитой стране мира, где любую информацию человек может получить с помощью компьютера? Тем не менее, каждый здравомыслящий человек понимает, что без книг у общества нет будущего. Ни телевидение, ни какая-либо другая техника никогда не заменят «живую» литературу. Как говорится в библии, "все пройдет, земля и небо, и только слова пребудут вечно».
Когда речь зашла о том, что государство должно финансировать авторов, особенно молодых, чтобы они могли спокойно заниматься творчеством, а не зарабатыванием денег на хлеб, мнения разделились. Марина Невзорова напомнила, что писать так, как хочется или же просто зарабатывать на жизнь – это вечная проблема талантливых людей, существующая во всех странах и во все времена. А когда государство финансирует писателей, то оно, как правило, пытается заставить их писать то, что считает нужным – такое в истории уже было.
Авторы вспомнили времена, когда некоторые самарские газеты печатали их произведения, и тем самым их творчество доходило до «толщи народа» - рассказы и романы самарских писателей знали и читали в разных городах и даже деревнях нашей губернии. Теперь же просто невозможно найти газету, которая взялась бы за такое дело. Александр Игнашов отметил, что с публикаций в газетах нередко начинали авторы, которые впоследствии приобрели мировую знаменитость. Например, Эрих Мария Ремарк никак не мог опубликовать свою книгу – все издательства ему отказывали. Тогда он отнес рукопись в газету, там согласились печатать его произведение. Новая книга так увлекла читателей, что уже через две недели тираж этой газеты возрос на миллионы! Это была книга «На западном фронте без перемен», которую впоследствии перевели на 62 языка мира.
Был затронут и вопрос издания книг по грантам. С одной стороны хорошо – книга издается. Но с другой стороны – это произведение не имеет права продаваться, читатель его может увидеть практически только в библиотеке. А небольшие тиражи (одна-две тысячи экземпляров) в любом случае не могут принести автору известность, поскольку такие «крохи» просто теряются на огромных просторах нашей страны.
Словом, извечный вопрос: быть или не быть? В этом случае – быть или не быть писателем? Для собравшихся на встрече этот вопрос решен однозначно – они уже стали писателями и имеют солидный творческий багаж. Но название встречи очень точно отражает их статус - это неизвестная литература. Книжные «гурманы» с ней, конечно, знакомы, а вот о широкой общественности этого явно не скажешь. А ведь мечта любого писателя – чтобы его книги читали миллионы. И, безусловно, в достижении этой мечты нужно приложить немало усилий: одного таланта здесь мало, нужно еще и иметь упорство, чтобы «пробиться».
Сейчас в губернии проводятся творческие конкурсы с целью выявить талантливую молодежь. Денис Домарев рассказал, что недавно вышел в свет специальный выпуск журнала «Новая волна», где были опубликованы около 60 произведений юных авторов со всей губернии. Центр поддержки развития чтения в ближайшее время планирует организовать путешествие по области молодых авторов, чтобы народ мог с ними познакомиться и пообщаться. Итак, условия для старта, для первого опубликования у юных дарований есть. Главное, чтобы и дальше было желание заниматься литературой, писать интересные книги и рассказы.
Стать любимым автором для миллионов нелегко, но возможно. Как сказал один известный писатель, самое банальное явление - талантливые неудачники. А впрочем, как в творческой среде можно определить, кто удачлив, а кто нет? Количество изданных произведений и их тираж еще не определяют, что писатель талантлив. Не будем для подтверждения этих наблюдений приводить имена. Давайте лучше вспомним, что есть авторы, которые написали всего одно произведение, но это книга на все времена. И как показывает история, самые лучшие произведения литературы были созданы авторами не для того, чтобы заработать денег и стать знаменитыми, а просто потому, что им хотелось писать – для души.
Марина Бреднева
|